Фото
Календарь

Виктор Гюго одним из первых писателей обратил внимание городских властей на бедственное состояние знаменитого храма

«Несомненно, еще и доныне собор Парижской Богоматери является благородным и величественным зданием. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде тех бесчисленных разрушений и повреждений, которым и годы, и люди одновременно подвергли этот почтенный памятник старины, без малейшего уважения к памяти Карла Великого, заложившего первый камень, и к памяти Филиппа-Августа, положившего последний. На челе этого старейшего патриарха наших соборов рядом с морщиной неизменно видишь шрам. Tempus edax, homo edacior (время прожорливо, человек еще прожорливей (лат.)), что я охотно перевел бы таким образом: „Время слепо, а человек невежествен“».

Талантливые страницы с описанием бедственного состояния древнего памятника и огромного исторического и христианского значения собора пробудили общественное мнение и вызвали порыв к восстановлению и освобождению храма от поздних неумелых попыток реставрации. Вскоре образовался временный комитет для организации помощи этому делу. Обращение, подписанное многими видными людьми (монсеньор Аффр, Виктор Гюго, Энгр, Альфред де Виньи, Монталамбер и др.), было адресовано тем, кто мог бы поддержать это движение. В комитет начали поступать пожертвования. Сбор делали и в самом соборе.

В 1832 году был объявлен конкурс на проект реставрационных работ, и после обсуждений совет комиссии решил, что «проект гг. Лассю и Виолле-ле-Дюка наилучшим образом соответствует хорошей и подобающей реставрации». Проспер Мериме, с самого начала горячо принимавший участие в предпринятом деле, поддержал это решение. Вот что писал по этому поводу российский литератор Н. И. Греч, побывавший в Париже в 1843 году: «Собор Богородицы, Nоtre Dame, древнейшая из церквей Парижа, угрожает падением. Стены ее во многих частях растрескались, и если не будут приняты скорые меры, может последовать большое несчастье. Правительство занялось сим предметом. Четыре архитектора (гг. Лассю, Виоле-ле-Дюк, Арвеф и Фонтен) представили планы и проекты. Они будут внесены в Палату депутатов, потому что на cию работу потребуется значительная сумма».

Источник: magazines.russ.ru

Новости

Мы помогаем:
Нотр-Дам де Пари
в искусстве